| Главная | Система | Исторические корни | Духовное ядро | Философия русбоя | Тренировки | Клуб |
 
  Закон о самообороне
  Женская спецзащита
   
  Новости
  Статьи
  Контакты
  Ссылки
   
  Форум
   
  Видео
  Юмор
   

 

  Мы на земле, будто искры.  
  Исчезнем во тьме, словно  
  и не было нас никогда.  
  Только слава наша придет  
  к Матери-Славе  
  и пребудет в ней до конца концов  
  земных и иных жизней.  
  Так нам ли бояться смерти,  
  если мы - потомки славных?  
 
"Велесова книга"
 

сторические корни

Как пишет ректор Международного университета фундаментального обучения Петербургского отделения Оксфордского университета, доктор наук, профессор,
обладатель 5-го дана, мастер саймин-дзютсу, индус, Джэясихара Шанти: "Несколько тысячелетий назад одно из арийских племен пришло в Индию из Центральной Сибири и распространило там различные виды боевых искусств.

Затем Бодхидхарма - потомок их племени - основал в Китае на территории Шаолиньского монастыря одну из лучших школ единоборств, боевое и философское направление которой стало известно во многих странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Другие арии, ушедшие на запад, способствовали развитию европейского направления боевых искусств. Следовательно, можно предположить, что древнейшей исторической родиной рукопашного боя является территория современного Российского государства.

… продолжение традиций по воинскому и физическому воспитанию молодого поколения, заложенных арийскими воинами … мастерами боевых искусств… отражена история развития рукопашного боя от древних времен до настоящего времени, гармонично собраны в единую систему техника ударов различными частями тела, техника бросков, удушающих и болевых приемов, а также приемы нападения с разными видами оружия и методы защиты против него.

… все технические действия, изложенные в ней, просты в исполнении и очень эффективны. Их изучение не требует большого физического напряжения и длительной подготовки, а также специализированного зала и униформы. Для тех, кто решит освоить предложенную СИСТЕМУ, понадобится только добросовестное посещение занятий … при изучении предложенного материала".

Отчего стояла и стоит Русь Великая? Отчего не смогли завоевать ее ни татаро-монголы с китайцами, ни греки с рахдонитами, ни французы, ни немцы? Ни Восток, ни Запад, ни Юг, ни Север! "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!" (Александр Невский). Сильны духом русские воины! И живет знание народное, что передается из поколения в поколение...

Легенды, былины, сказания, песни и боевые танцы казаков, техника владения холодным оружием, приемы борьбы и кулачный бой ("кулачки"), и еще многое то, что формирует характер, воспитывает волю, укрепляет дух - естественно, что все это возникало не на пустом месте. То, что мы узнаем из всего этого, когда-то было. Это опыт прошлых поколений. Боевой опыт. И не учитывать его - значит отказаться от своего прошлого, культуры, моральных принципов, славы, гордости и силы духа наших предков, прадедов, дедов, отцов и матерей. Таким способом наши предки пытаются донести до нас, как им приходилось жить, в каких условиях, как и где сражаться за свою свободу, честь и достоинство. Конечно, там мало что говорится о технике и тактике сражений, приемах борьбы, поэтому нам кажется, что они мало что знали и мало умели, были просто физически сильны и, как сейчас многие утверждают, не воспитаны. Отнюдь нет!

 

Знали много и умели много! Столько славных заслуженных побед не знает ни одно государство, ни один народ. Знали наши предки и приемы борьбы. Да, их было немного, а много и не надо. Зато как они их выполняли! Достаточно вспомнить знаменитые русские штыковые атаки. Кто мог устоять? Да, били и славян (среди них были и белорусы, и украинцы и другие народности), и в плен брали, и в рабство продавали. Были и предатели.

Но Дух, душа народов славянских не сломлена, и в этом заслуга наших предков - скифов, казаков, мудрых старейшин и полководцев; и, самое главное - Веры, мудрого, хотя и сурового учения Православной церкви. Почему для нас принцип боевой системы Спаса и техники такого рукопашного боя, как Звычайспас-гопак, гойдок (Украина), казачьи "кулачки" (донские казаки), семейные традиции князя Голицина и многие другие неизвестны? Да потому, что все, что передавалось в те времена, передавалось устно, вживую, книг и методичек было очень и очень мало. Они были не нужны. В народе были свои носители традиций. Семьи были большие. У казаков, например, в одной семье было от 20 до 50 человек. И, пожалуй, ни в одной семье не было хотя бы одного человека, который не служил в войске или армии, не участвовал в боях и не владел приемами рукопашного боя. Вполне логично, эти седовласые и израненные в боях воины, уйдя в отставку, только тем и занимались, что обучали своих сынов и внучат искусству жизни. А сюда входило и обучение приемам рукопашного боя, и фехтования, и джигитовки, умению управляться в домашнем хозяйстве, песням, танцам, народной медицине, культуре, морали, вере и многому другому. Поэтому не удивительно, что к совершеннолетию юноши были уже искусными бойцами.


Зародившись как средство необходимой самозащиты свободолюбивого народа, искусство рукопашного боя совершенствовалось в боевых княжеских дружинах, прошло закалку Ледового побоища и Куликовской битвы. Внесли свой вклад в развитие и сохранение рукопашного боя все казачьи формирования, выполнявшие в дореволюционной России в мирное время пограничные функции, а в военное время составляющие лучшие подразделения армии.
После революции искусство русского рукопашного боя частично ушло за границу с эмигрировавшими офицерами и пополнило арсеналы иностранных спецслужб, частично стало культивироваться только в кругу семьи, как, к примеру, в роду Голицыных, частично попало во время репрессий в криминальную среду, частично стало служить Советской власти в органах госбезопасности и милиции, а частично было утеряно и только его отдельные элементы сохранились в танцевальном фольклоре.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УТОЧНЕНИЯ

Русь провела 2/3 времени своего существования в войнах. Что позволило накопить огромный опыт боевого искусства.
Кто виноват, что русские, защищаясь и выживая, создали системы Русских Воинских Искусств (РВИ) лучше вражьих? Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы.

Издревле, Русь Святая рождала супер-мастеров войны. Слава побед Святой Руси Великой больше, чем у других стран и народов. Богатырство на Руси, доблесть, мужество и храбрость воинов, их жертвенность ради победы основывались на укладе жизни и в воспитании россов. На Руси не боялись смерти и с рождения готовились к ней. Воины не просто не боялись смерти или презирали ее, а радовались ей - смерти во благо, умирая с радостью и улыбкой на лице. В отличие от Востока, подготовка к смерти на Руси - это принятие естественного хода жизни.

Были, есть и будут ратоборства Руси. Но изучать новации и полезное у других тоже нужно и важно, Русь потому и выстояла тысячелетия при набегах "крутых" бойцов с Севера и Юга, с Востока и Запада!

РУССКИЙ БОЙ, ВРЕМЕНА ДАВНИЕ,
ИЛИ НЕМНОГО В ПРОШЛОЕ

Рукопашный бой (ратоборство) на древнеславянском языке "ОПАШ" - означает размахивать руками. Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ, одной из форм обучения.

Бои кулачные и палочные были для русской молодежи потехой, увеселением. Состязания проходили при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники" в 2 лагеря поединщиков и по сигналу бросались один на другого с криком, нередко тут же били в накры и бубны, правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему ("лежачего не бьют"). Виновника сурово карали. В рукопашке большое место отводилось владению холодным оружием.

На Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя - это доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы ее воинов.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ

В средние века, на Руси, единоборства и способы рукопашной схватки - это кулачные бои. В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Русские воины чаще не использовали тяжелые латы. Основные качества, манеры русского воина в бою - ловкость, гибкость и быстрота реакции.

Заметим также - нелепо утверждение, что рукопашный бой на Руси - это удары только руками. Есть и удары ногами. Старинные русские выражения, как "Москва бьет с носка" - стимул к поиску в направлении наличия или отсутствия ударов ногами на Руси.

Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя. В бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней. Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно.

Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы. Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу…

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Русский бой вновь объявился к XVIII веку, но опять был запрещён после Великой Октябрьской Революции, но уже под другим предлогом. То есть почти 9 веков забвения, какие стили смогли бы вынести это? Так что при сталинизме уже и вытравливать то было уже вроде нечего... Но русский бой вынес, и продолжал бытовать в гнёте запрета.

Есть такое наитие, что русская (или всё же Российская) традиция и не так уж слаба и беспомощна и нет особого смысла народ к ней поворачивать. Она, конечно, сильно видоизменилась - замаскировалась за годы сталинизма и застоя, но в историческом отношении этот отрезок слишком мал, чтобы традиции начисто отшибить.

Многими исследователями в России первой трети ХХ века предпринимались попытки создать универсальные системы самозащиты. Основным стержнем попыток создания универсальных систем являлось стремление в короткий срок обучить отражению внезапного нападения, обезоруживания и задержания противника. Но раньше данные системы предназначались для профессионального использования и не были доступны обычным гражданам…

ИНТЕРНЕТ ДНИ СЕГОДНЯШНИЕ

В Интернете много лет идут разговоры по теме: "Что такое Русбой?" - "А ты русбой в деле видел? Вряд ли кто-то из обычных рукопашников, айкидок, ушуистов, тэквондистов, каратэк, или от джиу-джитсу, ниндзюцу, унибоса и шоудао, кикбоксёров, мутайеров, капойеров, хапкидок, каратэк - ашихаровцев, кёкусинкайцев, кудошников, кадочниковцев, горицефайтингеров, миксфайтеров, панкратионеров и прочих может равняться в скорости, убийственном насмерть мочилове, жёсткости и, так сказать, убойной мощи в контакте с подготовленным и матёрым русбоевцем.

Бой обычно - вмиг оценка противника и кончается 2-мя вариантами: 3 секунды боя и труп, не подлежащий реанимации и лечению, либо 3 секунды боя и оценка того, что осталось от противника. Жуть, а не вещь, знаю пару-тройку человек, кто владеет, но они свои знания как зеницу ока берегут". Бред пацанский, конечно, весь этот сам стиль заявления… наше ИМХО.

Или: "В настоящее время определилось несколько направлений русбоя. Условно их можно разделить на:

  • народные ("этнографические")
  • "офицерские (элитные) - школы".

У всех одна двигательная база, основанная на пластичных, 3-х мерных движениях отрицающую статические положения (в частности, фиксированные стойки) и круговом контроле пространства. Вот, это уже близко к конкретике…

Или: "И в разных источниках говорят разное об русбое. Например, в одном говорится, что "Русбой основан на навыках РЕАЛЬНОГО БОЯ И ПРИКЛАДНЫХ СИСТЕМАХ МИРА: как квинтэссенция специального боя и самозащиты для спецподразделения Военной разведки и Смерш НКВД и МГБ (его спецподразделения были во 2-ю мировую)...

Кстати, потом, с предвоенных времён и времён ВОВ и после 1945 года в Московском Государственном институте физкультуры и спорта (по-разному называвшемуся в разные годы), и в питерском "Военном институте физкультуры им. Лесгафта", и в разных НИИ, решением этих вопросов и проблем занимались плотно, исследовали. По этим темам сделано много открытий и защищена куча докторских диссертаций.

Методические принципы и сама методология были успешно разработаны ещё в СССР, в основе опиравшихся на 9 пар наук:

(1) гидравлику и биохимию,
(2) психотерапию и психодинамику,
(3) биологию и "рефлексологию нервной высшей деятельности",
(4) биомеханику и биодинамику движений тела человека,
(5) биологию и физиологию,
(6) анатомию и спортивную медицину,
(7) "биоэнергетика и электромеханика клеток", баллистику и математику (тригонометрия, алгебра, геометрия и т.д.),
(9) кибернетику живого и аналитическое прогнозирование (аналитическая метапрекогностика).

И чуть о том, что по факту не имеет к нам никакого отношения, но имеет к развитию Русбоя:
Так называемая кем-то "технология А.А. Кадочникова" была известна ещё до самого Кадочникова старшего, в советские времена.
Одно знаем точно, что Кадочников взял очень хорошую систематизированную методологию, известную достаточно хорошо и использующуюся давно для подготовки спортсменов и борцов, в большом спорте высших достижений, и для подготовки элитных бойцов СпН - ГРУ, КГБ, ГУИН и спецподразделений пограничников.

А потому монопольное авторство А.А. Кадочникова - спорно! Но его вклад в развитие современных Русских Боевых Искусств - огромен, как и других мастеров и корифеев отечественных видов!

ИТАК, НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

Огромный вклад в возрождение отечественной системы рукопашного боя внесли создатели советской школы самообороны без оружия В. С. Ощепков, В. А. Спиридонов, Н. Н. Ознобишин.

И хотя они пошли тем же путем, каким шли восточные мастера, родоначальники школ единоборств, обобщая, совершенствуя и, обязательно, для придания самобытности, немного видоизменяя ранее изученные ими виды единоборств.

Основатели СИСТЕМЫ и боевого самбо не стремились каждый создать свою собственную школу, присвоить ей своё имя, так как и система, создаваемая ими, была собирательной: из сохранившегося русского боевого искусства и лучших элементов боевых систем востока и запада.

Да и время тогда было, наверное, слишком коллективное, когда думали больше об общем деле, чем о себе. А восточные мастера, создав свой стиль для себя и под себя, в дальнейшем через своих учеников создавали школу.

Советские же мастера вместе со своими учениками создавали боевые системы, которые в полной мере отвечали поставленным общественным целям.

Так, Василий Сергеевич Ощепков создал для армии уникальную систему рукопашного боя, Виктор Афанасьевич Спиридонов разработал систему самозащиты без оружия для ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСК-ФСБ и погранвойск, Нил Николаевич Ознобишин - для милиции.

В то время ни одно государство в мире не обладало такими совершенными системами боя без оружия в своих силовых структурах, как Советский Союз.

В дальнейшем развивали отечественный рукопашный бой ученики Ощепкова В.С.- Сидоров, Галковский, Школьников, Харлампиев, Васильев, Симкин; и ученики Спиридонова В.А.- Давыдов, Саломатин, Волков.

СИСТЕМА отечественного рукопашного боя, созданная нашими мастерами, успешно выдержала испытания Великой Отечественной войны и по праву заняла достойное место в ряду лучших боевых систем мира.

Рукопашный бой, в силу своего сугубо прикладного назначения, не может быть популяризирован через спортивные соревнования и показательные выступления.
Базовая техника сформировалась на опыте рукопашных боёв с оружием. Гражданская война, Халхин-Гол, Испанская гражданская война, Финская война, Великая Отечественная война и локальные войны, и военные конфликты современности - дали бесценный боевой опыт, в том числе и рукопашных боёв.

В 80-х и 90-х годах ХХ столетия традиция пополнялась и обкатывалась опытом "горячих точек" нашего времени. Вернувшиеся с войн участники боевых действий - носители традиции рукопашного боя: солдаты и офицеры, готовили бойцов, были практиками и методистами войсковой разведки, формировали и обучали диверсионные группы. Но также учили граждан методам выживания и спецсамозащиты, позволившим многим выжить во времена роста криминального беспредела.

Сейчас, наконец, эти секреты уникальной системы впервые открыты обществу - наиболее полно и открыто, находя свое применение как в условиях боевых действий, так и в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности граждан.

ОТ РУССКИХ СИСТЕМ РУКОПАШНОГО БОЯ К ПРИКЛАДНЫМ СИСТЕМАМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

СИСТЕМА (Единая Унифицированная Специальная Система военного рукопашного боя и самозащиты - ЕУСС-ВРБС)

Если уж быть точным, или точнее пересказать рассказы разных людей по истории одной из систем или системах (скорее всего версиях этой самой СИСТЕМЫ) РБ, подчеркиваю (!) возможно бытовавших у некоторых из подразделений, от ГУГШ- ОУ ВСО ВГШ - РО ПШРВСР - КпоОРиКРД - ОУ и РУ ПШ РВСР - РУ РККА -РУ НКО - РУ ГШ КА и ГРУ НКО СССР - ГРУ ГШ КА - СВР ГРУ КИ СовМин СССР - ГРУ ГШ ВС МО СССР - ГРУ ГШ ВС РФ и войсковой разведки и ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-СМЕРШ КГБ. СпН ГРУ, КГБ , ФСК, ФСБ…

Что ж, кратко рассмотрим историю создания "суперсекретных" систем рукопашного боя.
Как "царско-советско-НКВДшно-КГБшных-ГРУшных, используя разные источники, в том числе выпущенные издания известных авторов, признанных как высших специалистов этой темы и корифеев единоборств, боевых искусств и рукопашного боя России.

Эта СИСТЕМА рукопашного боя создавалась в 20-30-е годы ХХ века специалистами советской военной разведки для подготовки своих агентов нелегальной агентуры.
При этом использовались как известные принципы рукопашного боя, так и почти не известные тогда в России боевые системы Востока, а также наработки отечественных специалистов: В.А. Спиридонова, H.H. Ознобишина, B.C. Ощепкова, A.A. Харлампиева, взяты на вооружение и "примочки" уголовников в их "гоп-стопах" и разборках - на стрелке, на зоне.

Основным механизмом при разработке системы был анализ реальных боевых контактов и учебно-тренировочные бои на грани гибели. Отбиралось максимально эффективное, позволяющее моментально нейтрализовать и уничтожить любого вражину, не требуя много времени для овладения приёмчиками.

Если человек делает исторический обзор и на базе уже имеющегося совершенствует систему, это можно только приветствовать.

ИТАК, ДАЛЬШЕ ПО ИСТОРИИ СИСТЕМЫ

1-я Отечественная система самозащиты родилась в России вскоре после революции. Созданная в эти годы ВЧК (предшественник НКВД, а впоследствии КГБ) искала способы вооружить своих сотрудников приемами задержания и обезвреживания преступников.
1-м среди создателей СИСТЕМЫ надо назвать легендарного русского бойца Ивана Лебедева, который около 100 лет назад начал собирать наиболее эффективные приемы из различных видов единоборств.

В 20-е годы его дело продолжили В. Спиридонов, В. Короновский, М. Яковлев и И. Солоневич, Н. Ознобишин - которые создавали для советской милиции СЗОН (СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЯ).

В 1923 году в Московском обществе "Динамо" была разработана 1-я программа для специальных курсов самозащиты и боевой курс, однако их быстро засекретили, так как эта программа была создана для народной милиции, чекистов и спецподразделений.

Первыми систематизаторами принципов и приемов современного отечественного рукопашного боя стали В.А. Спиридонов и В.С. Ощепков, а позже, в 20-х - 40-х годах, их опыт обобщили их ученики и сподвижники А. Харлампиев, В. Волков и многие другие.
Один из результатов - родилось советское боевое искусство под названием САМБО (САМозащита Без Оружия).


И вот руководства по этим СИСТЕМАМ:
"Искусство рукопашного боя", В. Ознобишин, 1930г., изд. НКВД.
"Руководство по владению шашкой в войсках конвойной стражи СССР" /под ред. К.Калнина/, 1928г. Госиздат.
"Как невооружённому обезоружить вооружённого противника", М.Ф.Токарев, 1942г. изд. Сталинград и другие, в том числе и современные.

Программы - максимум по специализации "дзюдо". ГЦИФК, 1935-36 уч. г." (автор - В. С. Ощепков) Это не книга, а рукопись, она не опубликована, находится в архиве А.А. Харлампиева. На самом деле сохранилось очень много материалов. Часть есть в гос.архивах, но большая часть - в личном владении разных граждан.

2-м среди создателей СИСТЕМЫ надо назвать ветерана русско-японской войны 1905 года В.А. Спиридонова (1883 - 1943). До революции он служил в отделе контрразведки Генерального штаба царской армии, проходил обучение японскому дзю-дзюцу и являлся непосредственным носителем старого традиционного стиля фехтования и рукопашного боя русского офицерства.

В 1922 - 33 гг. он разработал на практике и зафиксировал в 3-х опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также "бытовой драки".

Всю технику боя он сгруппировал по 7-ми разделам и назвал свою систему САМОЗ. На основе этой техники он и предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Ставка в данном виде единоборства делалась на технику и ловкость, а не на грубую физическую силу.

Система Спиридонова во многом напоминала японское айкидо. Ударная техника при этом не исключалась, но тактика поединка строилась исключительно от КОНТРАТАКИ.
Одним из главных требований в САМОЗе было научиться работать расслабленно. Техника не требовала каких-то суперфизических возможностей, ни больших затрат энергии.

Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск.
Сам Спиридонов был действующим офицером НКВД. В 27-м году В.А.Спиридонов издаёт "Руководство самозащиты без оружия" по системе джиу-джитсу. (Москва 1927 год.)
В.А.Спиридонов впервые (на то время) разработал систему отработки опасных приемов и расположил их поурочно.

О Спиридонове:
Комиссия по разбору вопроса, связанного с обвинением Спиридоновым автора книги "Курс самозащиты без оружия. Самбо" (1940) Волкова в плагиате: "В результате тщательной проработки книги т. Волкова и книги т. Спиридонова, путем разбора конкретного материала, представленного т. Спиридоновым и т. Шестеркиным, Комиссия установила следующее: "Что в книге т. Волкова имеется тождественность рисунков и текста в размере 3011 печатных знаков, что не дает юридического права т. т. Шестеркину и Спиридонову обвинять т. Волкова в плагиате (см. протокол № 3). С определением количества печатных знаков соавторы т. т. Шестеркин и Спиридонов согласились.

Обвинение т. Волкова в заимствовании системы в целом юридически неграмотно, так как т. Волков на стр. 26 указывает автором системы т. Спиридонова, однако значительно дополнив и методически углубив разработку этой системы.

Книга т. Спиридонова, изданная 1933 году, является абсолютно непригодной вследствие технической неграмотности авторов в вопросах самозащиты и кустарного подхода к ее созданию (см. протокол № 3).

Характеризуя авторов сличаемых учебников, Комиссия устанавливает, что автор т. Волков, несмотря на допущенные ошибки, является передовым работником по самозащите, идущим по правильному пути самокритики и прислушивающимся к мнению специалистов, в то время как авторы т. т. Спиридонов и Шестеркин являются малограмотными работниками в области самозащиты и физкультуры в целом, не идут в ногу с развитием самозащиты, стараясь возвести в идеал выпущенные ими в 1925- 1933 годах труды".

(http://www.gardva.ru/kbr/t/b/b005.htm)

Книга того же автора, представляющая из себя собрание документов: Харлампиев А. А. Система САМБО (сборник документов и материалов, 1933 - 1944). - М.: Журавлёв, 2003 г. - 160 с., ил. ISBN 5-94775-003-1. Впервые опубликованы документы по истории возникновения и развития Самбо, ранее не публиковавшиеся, либо публиковались в малотиражных ведомственных изданиях более 70 лет назад.

http://www.sambo.spb.ru/book/har/h_7.htm
Содержание книги на sambo.spb.ru.

3-м среди создателей СИСТЕМЫ надо назвать - преподаватель Московского института физкультуры Василий Сергеевич Ощепков (1892 - 1937).

В 1911- 1914 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Токийском институте Кодокан, получает из рук патриарха-основателя системы Кано Дзигоро - черный пояс, 2-й Дан.

В 1922 - 1925 гг. Ощепков находился в Китае (в Маньчжурии), где познакомился с некоторыми стилями ушу. Он предпринимал многочисленные творческие попытки обогатить и расширить рамки дзюдо и создать новую систему самозащиты, приспособленную к нашим условиям.

В поле его зрения попали многие национальные виды борьбы - грузинская борьба "чидаоба", где система подножек считается лучшей, чем в дзюдо, узбекская "кураш", казахская "курес", киргизская и таджикская "куреш", азербайджанская "гулеш" (или гурассу), армянская "кох", молдавская "трынтэ", японская "сумо", китайская "сюайцзяо", исландская "глима", голандско-немецкая, финская и многие другие.

Именно ему, а не как многие думают его ученику А.А. Харлампиеву, должен быть по праву посвящен культовый художественный фильм "Непобедимый", в котором главную роль сыграл недавно погибший актер Андрей Ростоцкий.

В 1929 году - духовное чадо св. Иоанна Японского - В.С. Ощепков, в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии) - преподаёт Дзюу-до 3-й дан Кодокана, потом переведён на работу в Высшую школу милиции, а с 1932 года работает в ГЦОЛИФК (Госуд. Ордена Ленина институт физической культуры).

Практическим результатом его работы стали первые книги по самозащите без оружия, вышедшие в 1927, 1928 и 1933 годах (все с грифом "Не подлежит оглашению").
В 1930 году самозащита была включена в программу обучения студентов Центрального института физической культуры в Москве.

В 1932 требования знать и уметь применять приемы самозащиты уже было введено в нормативы комплекса ГТО 2-й ступени.
В 1930 году в московский институт физкультуры пришел на работу большой специалист японской борьбы дзюдо Василий Сергеевич Ощепков. Он с детских лет жил в Японии закончил знаменитую школу Кодокан, на то время он уже имел 3 дан по борьбе дзюдо и досконально изучил современную (в понимании тех лет) борьбу джиу-джитсу, которая, благодаря усилиям Дзигаро Кано, была значительно усовершенствована и стала называться тогда борьба дзюдо.

Преподавая в стенах института борьбу дзюдо В.С.Ощепков пошел дальше и стал переделывать старинную систему, применяя ее к новым Советским условиям.

В 1934 году В.С. Ощепков издаёт в сборнике материалов по учебным дисциплинам труд по методике и тактике боевого искусства джиу-джитсу и правила спортивного дзюдо, планировавший создать "систему борьбы вольного стиля без рубашек".

Ощепков действительно включил в свою СИСТЕМУ кое-какие элементы татарской и, как тогда говорили, "персидской" (таджикской) борьбы. Спектр таджикскихХарлампиев довольно широк…

Элитарные бойцы - ученики Ощепкова - умели работать против длинного клинка и короткого ствола, а также против удавки, малой сапёрной лопаты, офицерского кастета и всех видов дубинок, даже это задокументировано на киноплёнке.

Действия безоружного красноармейца основывались в основном на финтах с последующим захватом. Удары (ногой, кулаком и ребром ладони) наносились главным образом по уязвимым точкам: переносица, горло, пах. Финальный приём сводился, как правило, к удушающему захвату или залому по основным суставам.

… Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооружённому противнику. В обязательную программу тогдашних предшественников коммандос входил "вольный бой", схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный против вооружённого ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без оружия штыковому бойцу. Контрприемы против оружия с длинным клинком (сабли, шашки) и револьверы…

Ощепков внес в будущее САМБО элементы ударной техники ушу, английского и французского бокса, приемы "финско-французской" (так в тексте), вольно-американской, швейцарской, кавказской и персидской борьбы.

То, чему обучал Ощепков, он называл "борьбой вольного стиля", или "борьбой в одежде - дзиу-до".
Однако в отличие от классического дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения.
Неоценимый вклад внес В.С. Ощепков в развитие рукопашного боя в Красной Армии (РККА).

В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей СИСТЕМЫ людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц и постоянно проводил семинары для всех желающих.

В 1935 году было проведено первое первенство Москвы по самозащите. В следующем году были проведены соревнования на первенство городов в Ленинграде, Киеве, Харькове, Саратове и ряде других городов.

В 1937 году были проведены первые междугородние соревнования между командами Москвы и Ленинграда. На следующий год состоялась встреча команд 5-ти городов: Москвы, Ленинграда, Киева, Саратова и Баку. Наконец, в 1938 году состоялся общий съезд представителей обеих школ, и была создана федерация борьбы вольного стиля, президентом которой был избран А.М.Рубанчик, старшим тренером А.А.Харлампиев, которому было поручено провести установочный сбор тренеров Советского Союза. Дело в том, что каждая из 2-х ярких школ открывала свои секции по всей стране и почти в каждом городе были последователи новой советской системы самозащиты.

Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что 2-я была более "спортивной", более доступной для массового распространения. Эти 2 мастера не жаловали друг друга.

2 школы создания новой отечественной системы самозащиты работали независимо друг от друга. Спиридоновцы в стенах общества "Динамо", Ощепковцы в инфизкульте. Они часто ездили друг к другу на тренировки, устраивали состязания, подначивали друг друга, чья система лучше.

Надо отдать должное ученикам обоих мэтров отечественной самозащиты. В отличие от своих учителей, они постоянно общались и взаимно обогащали свое личное мастерство двумя системами, но и интриговали, а кто-то и доносил на мэтра другой школы.

В сентябре 1937 года Ощепков был арестован и через 10 дней после ареста убит в тюрьме как "враг народа" и японский шпион, дав свой последний бой палачам из НКВД прямо в камере для допросов и пыток.

Организовать и реализовать донос было несложно. Но в результате объединения направлений Ощепкова и Спиридонова и появилась борьба для одного из разделов ГТО СССР - САМБО.

И ВНОВЬ ОТ РУССКИХ СИСТЕМ РУКОПАШНОГО БОЯ К ПРИКЛАДНЫМ СИСТЕМАМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Эти подсистемы СИСТЕМЫ - методики Ощепкова и других, в первую очередь нужны были бойцу спецподразделений военной и войсковой разведки, а версия СИСТЕМЫ Спиридонова - диверсанту и ликвидатору госбезопасности. Это и определило их дальнейшую судьбу… Под маской секретности СИСТЕМА продолжила своё существование, как, вероятно, самая лучшая из боевых школ советского периода, замкнутая армейскими, НКВД-МГБ ведомственными рамками… Также эти версии были основательно засекречены, культивируясь в военной разведке, органах госбезопасности и кое-где в подразделениях МВД и ГУИН. Боевая СИСТЕМА стала стержнем, на который "насаживалось" освоение и всех остальных школ искусства реального боя….

Первые методики выпускали такие мастера высшего звена, как старшие ученики В.С. Ощепкова - Н. Галковский, И. Васильев, А. Ларионов, А. Рубанчик, В. Волков и другие…
И, тем не менее, приходится признать, что до 40-х гг. остро не хватало (просто не было) единой методической базы, чтобы составить полный квалификационный атлас методологии в виде схемы единой математическо-биомеханической модели - из розницы: прикладных, специальных, боевых и эффективных методов.

Но компетентные органы вовремя спохватились, решив, что в условиях диктатуры пролетариата "невидимое оружие пролетариата", а именно так называли самбо, не должно иметь массового распространения. Началось выхолащивание техники. В результате самбо разделили на спортивное - для всех, и на боевое - для избранных.
В число последних вошли работники НКВД и офицеры военной разведки. Естественно, что избранных обучали не только бросковой технике, но и боевым и специальным приемам.

Справедливости ради, надо отметить, что помимо спортивных состязаний по борьбе самбо, или как она тогда называлась "борьбе вольного стиля", широким массам было также предложено несколько примитивных и мало эффективных приемов самозащиты и обезоруживания противника из так называемого боевого раздела. Они, наряду с другими нормативами, и вошли в очень тогда популярный комплекс ГТО ("Готов к Труду и Обороне") как раздел "Боевое самбо".

Надо же было как-то преподнести молодежи, почему спортивная борьба носит столь грозное боевое название? Теперь все стало на свои места. У спортивной борьбы появился "боевой" раздел.

4-м среди создателей СИСТЕМЫ надо назвать Н. Ознобишина. В 10 - 20-е гг., Н. Ознобишин и И.Солоневич (близкий к нему по технике "атлет-универсал"), соратники и предшественники Спиридонова - создают свою подсистему, нашедшею свою нишу и ячейку в СИСТЕМЕ…

Так, Н. Ознобишин, к 1930 создаёт версию ИРБ на базе джиу-джитсу и бокса, и издаёт книгу с одноимённым названием Искусство Рукопашного Боя.
Название "самбо" ведь появилось лишь после окончания Великой Отечественной войны!...

Что же произошло с полноценной системой САМБО, которая была практически засекречена в конце 30-х годов? Скажем так, судьба у нее непростая.

С одной стороны, она успешно развивалась в анналах спецслужб, продолжая обогащаться лучшими методиками и техниками боевых систем Востока и Запада.
С другой, вследствие традиционных межведомственных распрей между НКВД и военной разведкой, начала делиться на два практически мало зависимых друг от друга направления.

1-е в основном делало упор на технику обезоруживания, задержания и конвоирования. Сейчас это направление традиционно называют "полицейская техника".
2-е же, в большей степени, развивало технику, направленную на тотальное уничтожение противника при ведении реального боя с превосходящими силами противника в условиях войны. Современное название такого подхода - "спецназовская техника".
Впрочем, это было вполне закономерно. Уж больно разные задачи стояли перед сотрудниками этих организаций.

5-м среди создателей СИСТЕМЫ надо назвать В.П. Волкова:
В 1940 году В.П. Волков, прошедший обучение, как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые официально соединил элементы 2-х СИСТЕМ в рамках единого курса обучения, изложенного им в учебнике для школ НКВД.

Итак, впервые аббревиатура "Самбо" появилась в 1940 году в… пособии В. Волкова…
В ноябре 1940 года в Москве состоялся 2-й чемпионат СССР.

В этом же году вышли 2 книжки по "борьбе вольного стиля" Н.М.Галковского и Р.А.Школьникова и большая книга В.П.Волкова "Курс самозащиты без оружия "самбо" учебное пособие для школ НКВД". (Только для сотрудников НКВД. Курс самозащиты без оружия "САМБО", Волков В.П. Под редакцией Зобова Н.С. и Станкевича А.Л. Учебное пособие для школ НКВД - Издание школьно - курсового отделения отдела кадров НКВД СССР. Москва 1940).

Таким образом, самбисты рассматривали борьбу вольного стиля как хорошую спортивную подготовку перед отработкой опасных боевых спецприемов самозащиты.
Начавшаяся в 1941 году война, объединила представителей спортивной и специальной систем, и они вместе работали, тренируя разведчиков, диверсантов, десантников, солдат, участвуя в боевых операциях в рядах защитников нашей Родины, завоевывая Победу. Во время Великой отечественной войны, естественно, соревнования не проводились.
С 1943 по 1945, когда не на шутку разыгралось противостояние советских и немецких спецслужб, очень хорошо проявили себя военные контрразведчики "СМЕРШ" (Смерть шпионам!). Всего за годы войны знаменитые "волкодавы", как их было принято тогда называть, обезвредили свыше 30 тысяч вражеских агентов и ликвидировали несколько сотен диверсионно-террористических групп.

Одним словом, практическая работа сотрудников военной контрразведки осуществлялась в очень больших масштабах. А их противниками были не простые вражеские солдаты, а хорошо подготовленные выпускники немецких разведшкол.
Основными же методами работы СМЕРШ, кроме оперативно-розыскной деятельности, было физическое воздействие (жесткое задержание, обезоруживание, конвоирование, форсированный допрос, иногда уничтожение вместо задержания). Все это и относится к армейскому рукопашному бою.

Надо также отметить, что контрразведчики и противодиверсионные (контрдиверсионные) подразделения специального (особого) назначения, хотя и вели работу на своей территории, им почти всегда приходилось "воевать не числом, а умением", так как основные силы были задействованы на фронте.

И, несмотря на это, они всегда были на высоте. Достаточно вспомнить главы из не так давно экранизированной повести В. Богомолова "Момент истины или в августе 44-го", которая до сих пор является настольной книгой всех российских контрразведчиков.
Благодаря СИСТЕМЕ и боевому САМБО наши СМЕРШевцы намного превосходили всех своих "коллег" в то время! У Абвера, кстати, на вооружении стояла знаменитая система Дзю Дзюцу, так наши "волкодавы" их пачками вязали. И на Дальнем Востоке наши рукопашники чувствовали себя очень даже хорошо, как-то не задумываясь над изучением восточных БИ.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ХРОНОЛОГИЧЕСКОМУ РЯДУ - РАЗВИТИЯ - СИСТЕМЫ:

6-м среди создателей СИСТЕМЫ, очевидно, надо назвать - К.В. Градополова (5.1.1904 -1984) , Москва, "Динамо", ЗМС (1937). В 1922 г. он закончил Главную военную школу физвоспитания.

Градополов К.В. - создатель СИСТЕМЫ боевого бокса для РККА (Красной Армии), автор руководства - "Бокс. Пособие по обучению и тренировке, М.: Воениздат, 1941 год".

В 1941 году ведущий советский специалист по боксу К. В. Градополов рассказал в своей книге о методах обучения воинов кулачному прикладному искусству, старая идея русского кулачного боя нашла место и в боевой подготовке 20-го века. Предлагалось там такое необычное упражнение, как "групповой бокс". Автор прямо указывал, что "прообразом группового бокса (организованного и ограниченного определенными правилами) является русский самобытный народный спорт "стенка на стенку". Схватки по правилам бокса проводились между двумя командами. Каждая в составе 10 человек, то есть - стрелкового отделения. Нападать на противника разрешалось только спереди и сбоку - как по одному, так и нескольким бойцам одновременно. Участник, вытесненный за пределы боевой площадки или сбитый на землю, выбывал из схватки. Время боя - не более 10 минут.

Этот способ подготовки, приносивший ценные навыки рукопашного боя, практиковался в армейских частях, а на Дальнем Востоке в 1941-44 годах даже разыгрывались первенства в групповом боксе. Так древнему народному упражнению - стеночному кулачному бою - уже на новом уровне довелось сослужить службу Родине.

Градополов К.В. - начал заниматься боксом в 1920 у Вячеслава Самойлова, через несколько лет стал тренироваться самостоятельно. Выступал на ринге с 1921 по 1928 в среднем весе. В 1926 г. - чемпион СССР. В 1926-1966 гг. - заведующий кафедрой бокса. Из 58 проведенных боев в 48 победил, из них 24 встречи закончил нокаутом. В 17 межд. поединках одержал 15 побед. Заслуженный мастер спорта СССР (1940).

В 1945 г. окончил Институт физкультуры. С 1946 г. - преподаватель. Заслуженный тренер СССР (1956). В 1954-1960 гг. - тренер сборной команды СССР по боксу, член судейской коллегии Международной ассоциации бокса. С 1954 по1960 был старшим тренером сборной команды СССР, которая на XVI ОИ в Мельбурне в 1956 заняла 1-е командное место. Внес огромный вклад в развитие бокса в нашей стране. Двадцать лет (1954-1974) являлся членом судейской комиссии АИБА. С 1962 г. - профессор Государственного института физической культуры. Награжден орденом "Трудового Красного Знамени" и орденом "Знак Почета". Доктор педагогических наук (1972).

В 1925-1926 гг. учился в киномастерской Л. Кулешова, в 1927-1928 гг. - в киномастерской С. Юткевича. Консультант по боксу во многих фильмах. Заслуженный работник культуры РСФСР.

7-м среди создателей СИСТЕМЫ надо назвать А.А. Харлампиева, ученика Ощепкова, тем не менее посещавшего занятия и у Спиридонова. А.А. Харлампиев - фактически закончивший труд (свой и своего учителя Ощепкова, взявший старт в 20-30-е годы) формирования структуры и методологических рядов СИСТЕМЫ.

И одновременно систематизировал арсенал, и создал - классифицировав, в окончательной редакции, по сути - подготовительную ступень, как, наконец, реализовавшийся замысел его самого, и его учителя Ощепкова.

А потом почти всех мастеров СИСТЕМЫ и ощепковского "самбо" и спиридоновского "самоз" (версии 20 - 30-х годов) сожрала Великая Отечественная Война… Но, мало кому удалось выжить, остались единицы, в их числе - А.А.Харлампиев...

В 1945 году спортивная "борьба вольного стиля" была переименована в "самбо", которая подразумевала 2 раздела: спортивную "борьбу самбо", и боевую (закрытую) часть самозащиты.

Таким образом, процесс создания новой советской СИСТЕМЫ - самозащиты без оружия, в принципе был завершен.

НЕКОТОРОЕ НУЖНОЕ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ОТСТУПЛЕНИЕ

После окончания 2-й Мировой войны и проведения тотальной демобилизации, боевые искусства спецслужб ушли в глубокое подполье. Уж очень узок был круг продолжающих
совершенствование в этом направлении.

А на гражданке, в это же время, вовсю развивался спортивный вариант харлампиевского самбо.

Прикладные же системы, по понятным причинам, так и не получив возможности стать достоянием масс, постепенно приходили в упадок.

Только на высших курсах госбезопасности и в армейских диверсионных школах ветераны войны продолжали обучать кадровых офицеров искусству ведения реального боя голыми руками, но это все происходило "под семью замками". История повторялась! Но, как говорится, "свято место пусто не бывает".

В 40-50 годы (по некоторым сведениям) в СССР существовала закрытая спецшкола ГРУ, готовившая профессиональных "волкодавов" (очевидно, что здесь объединены 2 факта - школа РГД и глубинной разведки, что потом узаконено как ГРУ, и школа для подготовки "скорохватов" или "волкодавов" СМЕРШ НКВД-МГБ). Преподавание вели 18 наставников, каждый по своей специальности. Всё вместе это неофициально называлось "системой выживания в экстремальных условиях" и предназначалось для офицеров разведподразделений Спецназа Советской Армии.

Многие авторы ссылаются, что есть документы, которые свидетельствуют о существовании в военной разведке систем, основанных на самбо, японских джиу-джитсу, дзюдо с окинавским каратэ; алтайских, тибетских, корейских, китайских, индийских, европейских и азиатских, американских и африканских, отечественных, и ещё каких-то секретных стилях.

Всё вместе это неофициально называлось "системой выживания в экстремальных условиях" и предназначалось для офицеров подразделений войсковой и военной разведки и диверсантов - прототипа СпН ГРУ.

Курс самозащиты без оружия и спорт высших достижений существенно отличаются арсеналом приемов и, соответственно, методикой преподавания.
А созданная школа СИСТЕМЫ Ощепкова официально продолжила свое существование: именно она и легла в основу разделов: спортивного, боевого, специального, современного САМБО…

Ощепков и Спиридонов были не единственными создателями комплексной школы российского боевого искусства - реального боя, и через 3 с лишним десятилетия Т.Р. Касьянов (на основе корейской школы " СЭН'Э" - ЦШК, близкой к тхэквондо), а также Г.В. Попов - разрабатывали стили рукопашного боя для силовых структур, лёгшие в основу современного армейского рукопашного боя, по которому до сих пор обучают бойцов ФПС, ФСО, ВДВ и бригад СпН ГРУ, а также спецназовцев - внутренних войск, ФСБ, и спецподразделений МВД и ФСНК, ГУИН Минюста.

СИСТЕМА объединенной методологии версии Спиридонова-Ознобишина-Ощепкова-А.Г. Харлампиева базируется на эшелонированном принципе прикрытия и ухода - во вращательных движениях (что даёт возможности осмотреться, уйти от атак с разных сторон от многих противников, или вести, даже одновременно, бой с применением холодного оружия, огонь, помимо этого такое вращение помогало по принципу "шара и колеса и капли" обкатом сбивать атаки врага или уйти от них перекатом, с контратакой из "эшелона нижнего этажа" - уровня), облегчающих уклон и уход с директрисы (линии) атаки.

Так сложилась уже единая современная парадигма уникального вида единоборств, с учётом применения в разных версиях и вариантах, в зависимости от служебных и боевых задач.

Образуя системную схему объединения версий, учитывая факторы одновременного дополнения вариантов комплексной боевой СПЕЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САМОЗАЩИТЫ и БЛИЖНЕГО БОЯ (С.С.С.и Б.Б) - их методиками.

Одна из которых перешла и составила арсенал РУСБОЙ СИСТЕМЫ. Главное предпочтение, исходя из требований современного военного кратковременного боя, отдаётся краткой схеме контратаки в 1 - 2 - 3 действия, символично похожей - "одним ударом наповал" - на каратэ и "опережающий удар в пресечении атаки" Джет Кун До. Более расширенная схема специально - тактического применения - это последовательная схема-цепочка контратаки: одно движение из 1 - 2, … 1 - 3, 4, 5 - действий по так называемому "револьверному принципу" - не срабатывает одно действие, подобно осечке - как не срабатывает патрон в револьвере, переходят к следующему по логической цепочке по ситуации, по биодинамическому принципу, по положению тела в пространстве, по "расстановке сил", по учёту количества противников и их расположению, по учёту соотношения габаритов, веса и силы своих и противника. Главное, чтобы действия были эффективны и просты, и опирались на базу природного и врождённого движения и срабатывали инстинктивно.

Действия бойца регламентированы сменой условий и обстановки: уклон-уход или заход за спину, парирование с отклонением атаки, сопровождение болевым захватом и с проведением ударов, выведение из равновесия с переходом на бросок, добивание в иммобилизации (скрут головы, позвоночника или затоп), но главное действие адекватно раскладу ситуации и промежутку времени, оптимального для выживания.

Вести бой можно: в стойке, в падении на критической, ближней, средней, дальней дистанциях. Рисунок ведения схватки иногда напоминает схемы боя ВБИ: японцев - хакко-рю дзюдзюцу, айки-дзюцу, айкидо, тай-дзюцу нинпо; корейцев - юсуль-хведжон, хапкидо, ичъхарёк; кругового бокса, БИ: индийских, монгольских, тайских, бирманских и тибетских, или уйгур - кульсанатэ (сирсанатэ) и аэлтэанкуль, китайцев - багуа и хсин-и (а иногда тайцзи-цюань) и Сунсин Пай, воинские уловки североамериканских индейцев и даже иногда афро-бразильское (де анголе) - капуейро.

Обычно специалисты этих направлений находили в Русбой-Системе что-то своё из их систем, и в тоже время говорили, что тактико-технический арсенал Русбой-Системы не похож ни на что, им знакомое… а то и с восклицанием: "А что это было? Слишком уж быстро и неуловимо… Нельзя ли помедленнее показать?"… А то и до смешного, звучали слова: "Вы не могли бы зависнуть (в воздухе), и помедленнее сделать, а то непонятно"… Это про технику в полёте прыжка… Здесь "хоть стой, хоть падай" - честно, такие комические моменты высказываний шокировали и вводили в ступор, "нет слов - одни эмоции"… И такое было…

ВОЗВРАЩЕНИЕ К БИОГРАФИИ
А. А. Харлампиева

В 1946-1953 гг. Харлампиев был истинным лидером в самбо в силу своего служебного положения, которое позволило ему поставить в ряды динамовской команды сильнейших борцов, среди которых далеко не все были его учениками.

В 1946 году "для ограниченного пользования" вышла небольшая брошюра Харлампиева, Васильева, Гурова "Самбо. Боевые приёмы" в серии "Библиотека офицера и сержанта-разведчика". Там все основные приёмы для отражения нападения противника в рукопашном бою, да и для самого нападения тоже. Но простым гражданам "советская власть" и её руководство знать не велели... Вот и не знали...

А кто хотел узнать - не имел возможности: в показывавшихся фильмах приёмы часто намеренно фальсифицировались. В спортивных же секциях дзюдо было долгое время вообще запрещено, а в секциях борьбы самбо преподавали рядовым гражданам только спортивные приёмы. Приёмами же самозащиты владели даже далеко не все милиционеры и т.п.

Отталкиваясь от этого фундаментального пособия, А.А. Харлампиев (1906 - 1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге "Борьба самбо" (1949).
Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы самозащиты от вооруженного противника.

Так произошло окончательное закрепление разделения того "самбо" на чисто спортивный вариант "борьба в одежде" (который впоследствии и стал популярным международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев изложил в книге "Борьба самбо - специальные приемы", изданной в 1952 году военным издательством с грифом "Для служебного пользования").

Перестав быть боевым искусством, открытое для всех желающих, "самбо" этого 1-го харлампиевского образца, в его авторском разделении, очень скоро превратилось в обыкновенное спортивное единоборство, со всеми его условностями и ограничениями.
А 2-й образец стал засекреченным полноценным боевым вариантом СИСТЕМЫ, что очень быстро перестали называть САМБО, и он разделился на несколько отдельных подсистем рукопашного боя, впитывающих в себя самые разнообразные влияния и веяния.

Забегая немного вперед, отметим, что таким он практически и сохранился до сегодняшнего дня. Более того, именно таким он и изучался в Советской Армии до 1987 года и, до сегодняшнего дня, без особых изменений, изучается нашими доблестными правоохранительными органами.

В декабре 1947 года в Москве был проведен 3й чемпионат СССР, впервые по борьбе самбо.

Но есть еще разделы, которые не доступны широкой публике, они преподаются только для специалистов. В первую очередь для представителей государственных силовых структур: специальные армейские подразделения, спецчасти ВДВ, спецподразделения ГРУ и ФСБ и других.

И все утверждают, что существовали "СИСТЕМЫ" или "СИСТЕМА". Совершенно НЕПОХОЖАЯ по своей стилистике и пластике и методике подготовки, и методам специального боевого применения на САМБО. Позже наши выводы подтвердились.
Даже Александр Анатольевич Харлампиев косвенно упоминает об этом в своей книге СИСТЕМА САМБО (в том числе о своём отце Анатолии Аркадьевиче Харлампиеве):
"После Великой Отечественной войны А.А. Харлампиев работает в Спортивном обществе "Динамо", где в 20-30-е годы культивировалось на основе джиу-джитсу система самозащиты Спиридонова (известное в узких кругах, имевших отношение к боевой и специальной подготовке сотрудников и бойцов спецподразделений типа ОСНАЗ НКВД и МГБ, как СССБО, а были ещё и другие армейские варианты или виды - моё примечание). "Самозащита без оружия" - так трансформировалось название системы Спиридонова в 1927-1933 году.

Поскольку с приходом Харлампиева в "Динамо" центр культивирования спортивной борьбы должен был, по мнению руководства "Динамо", переместиться именно туда, оно настояло на сохранении знакомой для них и звучной аббревиатуры "самбо", которое было закреплено за новым видом спортивной борьбы, хотя она является лишь частью СИСТЕМЫ…

Более правильной является расшифровка СИСТЕМЫ САМБО - СИСТЕМА САМозащиты и Борьбы (спортивной и, как это было заложено на конференции, спортивная борьба самбо является составной и неделимой частью СИСТЕМЫ…)

Признание приоритета отечественной СИСТЕМЫ привело к прекращению культивирования дзюдо в СССР, но также и лишило работы приверженцев японской системы. Часть из них признала СИСТЕМУ, другая часть была вынуждена переквалифицироваться в самбисты, и до поры до времени "затаиться".
Напомним, что сталинская структура НКВД (а "Динамо" являлось частью этой системы) была "пугалом" для желающих подать голос в защиту дзюдо - системы, культивируемой "японскими милитаристами".

"СПЕЦИАЛЬНОЕ БОЕВОЕ САМБО СПЕЦНАЗА" (специальный раздел боевого самбо), АРБ - это лишь часть этой самой изначальной системы, верхушка айсберга. Современный армейский рукопашный бой (АРБ) и САМБО (основа дзюдо) - это урезанная версия того, что существовало, а кое-где и осталось в обучении отдельных специальных подразделений.

Кстати такое уточнение разделов Боевого Самбо, как и просто Самбо - отличалась от классификации по книге А.А. Харлампиева, где САМБО делится на САМОЗ (самозащита армейская, милицейское обезвреживание, задержание - или самозащита от оружия), САМ (система армейская модификация), СПЕЦИАЛЬНОЕ БОЕВОЕ САМБО СПЕЦНАЗА"СПЕЦИАЛЬНОЕ БОЕВОЕ САМБО" - СБС"Боевое САМБО специальный раздел для служебного пользования" (БССРДСП).

РУСБОЙ - часто так сегодня называют русские воинские боевые искусства. Это и древняя и современная СИСТЕМА навыков ведения боя ВОИНА с использованием всех элементов в экстремальных условиях....

Этим именем определён вид искусства боя, не похожий на прикладное единоборство, известное другим народам.
Русбой - это вид русского оружия и комбинированного и комплексного "реального боя". Его цель - защита себя, выжить победив, выполнив долг обороны Отечества и Родины - близких и своей семьи и самосовершенствование. Это - служение Родине.
По сути, это дух народа и заказ государства, а не чисто народное Русское Военное Боевое Искусство.

И как поётся в песне: "И завтра, завтра, наконец, последний бой. Ещё немного, ещё чуть-чуть. Последний бой он трудный самый... В последний раз сойдёмся завтра, в рукопашной. Последний раз России сможем послужить. В последний миг и помереть совсем не страшно. Хоть каждый всё же надеется дожить"...

Этот вид нёсёт особенности черт национальной единой боевой ритмики и пластики в методах, и назван по имени русского народа. Отсюда - это название.

О названии нашего вида!!!

Итак, почему назвали эту версию СИСТЕМЫ этим старым именем, бытовавшим среди русских и их соседей под именем - Русбой или русский бой (встречали этот термин в разных информационных источниках).

Русские воины ВОВ и те из них, кто освобождал наш дальний Восток от японцев, называли этот вид рукопашки: со штыком - "штыкбой", а без оружия - "русбой". Слово было с древности.

Под этим именем определяли и отделяли этот вид искусства боя от известных тем представителям других народов и их специалистам прикладных единоборств.
Те из них, кто, встречая этот вид искусства реального боя, нёсший черты национальной особенности единой боевой пластики и самих методов и методологии, потом называли по имени народа, к которому он принадлежал - русскому народу. И который именно потому и получил это название.

Именно так называли его наши соседи (друзья и враги - в разное время) из регионов: Средней/Центральной Азии, Кавказа, Кавказа, Дальнего и Ближнего Востока, Европы, до революции, во времена СССР, а наши враги в 1-й МВ (1914 - 1918 гг.) и ВОВ (1941 - 1945 гг.), да и в солдатской и офицерской среде того периода.

И следующим принципиальным вопросом - Как назвать и достаточно понятно для людей то, что культивируется у нас?

В понимании его сути и корней, и в цепи рассуждений - пусть это продукт госзаказа (а не народный вид чисто Русского Военного Боевого Искусства), но всё же, во всей самобытной несхожести этой СИСТЕМЫ с другими - зарубежными и отечественными боевыми системами, даже с САМБО (как самого близкого по смыслу и некоторым чертам - аналога), он, тем не менее, несёт черты национальной самобытности, типичные русским видам искусства реального боя и ратоборства.

Как раздумывали? - Ведь есть джиу-джитсу Японии, каратэ Окинавы, Тхэквонбоп Кореи, Муай-тай Таиланда, Пенчак и Силат Индонезии, кунгфу Китая… Была уже где-то 5 лет СГБ - А, Белова и другие русские системы. Как всё ж назвать, чтоб видно было отличие и в слове, а не только в методологии, и не отделять, а объединить его с другими отечественными школами и видами РВБИ? А русскому, какое имя ближе?

Именно тогда и вспомнились слова - русский бой, а потом уже и сокращенно - Русбой.
Но, что удивительно: и другие люди подобные вещи тоже называли этим же именем. В то время даже проводились соревнования по виду армейского многоборья, а также прикладному многоборью - между представителями силовых структур и СпН и спецслужб, в том числе и частных служб безопасности и телохранителей - под названием Русский Бой, были показаны турниры по телевидению по этому виду, как телевизионный ринг (ну, это было уже в конце 1990 и в 1991 году).

Через год, уже в книгах В.В. Головачёва, замелькало это название, на них, поначалу, обратили внимание ученики, принося книги и предлагая почитать, затем и инструктора, знакомясь с творчеством этого писателя.

Но удивительно то, что все независимо друг от друга в тогдашней России называли подобный тип реального или прикладного боя именем Русбой, авторство названия, получается - коллективное!

ПО ИСТОРИИ НАШЕЙ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ РУСБОЙ-СИСТЕМА

Школа, что сейчас называем РУСБОЙ - родилась где-то 1980-82 году, окончательно сформировалась, где-то к 1986-89/90 году. …

При этом школа политически - с одной стороны, и с другой стороны - в плане пополнения методиками аналогичных систем, в разное время входила в состав контактных видов единоборств, таких, как - клуб (а впоследствии Межрегиональная ассоциация и федерация) - Джет Кун До Брюс Ли, Федерация Контактного каратэ - СССР, РФ и затем СНГ, а теперь уже объединившая и другие национальные организации других стран - Международная Федерация Контактного каратэ, а также и в разные федерации Сётокан каратэ-до и другим.

Чуть позже, понимая, что практикуем не одну версию СИСТЕМЫ, а несколько - как единое целое, а в том числе и версии разных годов, начали задумываться, как же по справедливости назвать наш вид или версию - складывающуюся на тот момент, так начинают появляться названия - Армбосирин, АРБ-СИРИН, Абосирин (рабочая аббревиатура как соединения 2-х названий из прошлого тех версий, что получены были во время службы), АБОРСС (активная боевая реальная/рациональная спецсамозащита), АБОРС/ССК (Армейская боевая объединенный рациональная специальная система контрдействия), АБОРСЗ (армейский боевой объединенный русбой спец-система самообороны контрдействием), АБОРССЗ (активный бой оружием русбой самооборона спец-защита, был вариант и армейский боевой объеденная русбой система самооборона спецсамозащита, с сложной аббревиатурой - АБОРССС (Армейская боевая объединенный русская специальная система самозащиты/самообороны), АБОРССК (Армейская боевая объединенный рациональная специальная система контрдействия), и, наконец…

В конце концов, подошли к названию этой разновидности, как - АБОРС. Что скрывалось под аббревиатурой? Здесь и наследие истока, в момент разработки, где в слогане этих букв зашифрованы принципы действия и методология, принципы, аспекты, схемы, модели, скрывающие научные и военные термины. В разное время, исходя из направления, целей и задач определённого периода времени, в разные годы, в расшифровку этой аббревиатуры вкладывался разный смысл:

- Армейская бой оружием рукопашный самооборона;

- Активная боевая оборона реальная спецсамозащита;

- Активный бой оружием реальная самозащита;

- Активный бой объединенный русбой система;

- Армейский бой оружием рациональная самозащита;

- Армейский бой объединенная реальная самозащита;

- Армейская боевая рациональная самозащита;

- Армейская боевая реальная система;

- Армейский бой объединенная русская система;

- Активный боевой объединенный русский стиль;

- Активный бой оружием рукопашная система;

- Армейский бой объединенная русская спецсистема;

- Армейская боевая объединенная русская спецсистема;

- Армейский боевой объединенный русбой спецназа;

- Армейская боевая объединенная русбой система.

Какая аббревиатура более точно определяет сегодняшний характер версии? Мы больше склоняемся, приняв расшифровку, в смысле - 4-х последних словосочетаний. …

Но и каждая из названных имеет право жить и на отражение сути РУСБОЙ-СИСТЕМА, этой версии, что по прежнему присутствует в сути прикладного применения СИСТЕМЫ, в зависимости от развёртывания рисунка характера боя (рукопашной схватки), на уничтожение или для самообороны/самозащиты.

Итак, с 1992 по 1995 - проходила адаптация и обкатка методологии СИСТЕМЫ, с учётом применения в целях самообороны граждан, прорабатывался и апробировался именно как гражданский вариант самозащиты по Закону о необходимой самообороне, а также и как контактный спортивно-прикладной вид единоборств. Что касается военно-прикладного рукопашного боя, преподавался в контексте допризывной подготовки и как часть специальной тактики и боевой и физической подготовки.

Хронология:

В 1992/93 году - зарождается отделение в Северном Казахстане, г. Петропавловск, окончательно сформировавшись в 2000 году.

1-й Клуб "РУСБОЙ ", по нашей версии (варианту этой СИСТЕМЫ) основан в 1995 году. Проводятся занятия в Москве на площадках "Сабурово" и "Электрозаводская".

В 1996/97 году на сахалинской земле родилось отделение школы РУСБОЯ.

С 1997 года создаётся основа дальневосточного военно-патриотического клуба, что ныне называется "Братство св. Александра Невского".

С 2000 года создаётся северо-казахстанский клуб "Барс-РУСБОЙ".

Начиная с 2001 года и по сегодняшний день, существуем как военно-патриотическое общественное объединение, наш клуб становится первичной организацией в системе РОСТО (ДОССАФ), следуя реализации целей и задач этой обороно-спортивной организации.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

СИСТЕМА, выработанная в реальных боевых действиях спецконтингентами и отшлифованная на нашей национальной почве, уникальна по вариативности элементов тактики и техники, по специфике педагогического подхода к обучению и подготовке психики в условиях стрессовой ситуации боя, и наиболее полно отвечает запросу сегодняшнего дня.

Корни СИСТЕМЫ лежат в национальных традициях русского рукопашного боя, отличительные черты которого - поражающая эффективность действий и исключительная рациональность использования ресурсов человека.

РУСБОЙ - это не только боевое искусство. Это частица народной мудрости, знания жизни великого русского народа!

 

Искусство пластунов
(по материалам ст. Мискина "Тайны черноморских пластунов")
  Во все времена у всех народов особо почитались воины не только мужественные и отважные на поле брани, но и обладающие незаурядной хитростью и смекалкой. Про таких героев, пробиравшихся под покровом ночи в самое сердце вражеского стана, сказители слагали песни и легенды, передававшиеся из уст в уста не одно поколение. Были подобные удальцы и среди запорожцев, которых враги называли "урус-шайтан" - "русскими дьяволами", а сами казаки - пластунами...

Возникновение пластунов теряется в толще столетий и восходит ко временам стародавним, к эпохе зарождения самого казачества в южнорусских степях. Среди тридцати восьми куреней Запорожской Сечи был и Пластуновский курень - факт сам по себе удивительный в силу двух причин, поскольку все сечевые курени назывались либо в честь атамана-основателя, как-то: Васюрин-ский, Брюховецкий, Поповичевский, либо по местности, откудавышли первые запорожцы, как-то: Уманский, Полтавский или Каневский. И лишь Пластуновский курень назывался по роду деятельности казаков, его составлявших. И кроме того, названия и численность всех без исключения куреней было постоянным с момента основания самой первой, Хортицкой Сечи еще знаменитым Байдою Вишневецким во 2-й половине XVI века. Таким образом получается, что пластуны, как отдельное воинское подразделение со своими боевыми приемами, существовали уже в момент зарождения самого запорожского казачества и потому вопрос о происхождении пластунов остается открытым. Вполне возможно, что традиция эта столь древняя, что уходит своими корнями в уловки славянских воинов, которые, по словам византийских и древнерусских летописей, умели врага "руками поясти".

 

 Покров тайны окутывал деятельность пластунов на протяжении всей запорожской истории, хотя эти неутомимые разведчики были щупальцами казачьего войска в походах, проводниками в безбрежном море сухих степей, где днем правили путь по солнцу, по высоким курганам, по скрутням травы, а ночью больше ухом да слухом. Без труда узнаем пластунов в следующих строках "Истории запорожских казаков" Д.И.Яворницкого: "Скрываясь, будто звери, по тернам и камышам, умея выть волком, выкрикивать перепелом, питаясь всем, что только попадалось по пути, запорожские казаки зорко высматривали врагов, внезапно нападали на них и с малыми силами разбивали и побеждали множество неприятелей".

Однако из-за скудости сведений, сообщаемых хрониками, запорожских пластунов легко спутать как с казаками-могильниками, устраивавшими свои наблюдательные посты на высоких "могилах" (курганах) и сообщавшими о передвижении татарской орды в степях, так и со знаменитыми "характерниками", о которых ходили легенды. В народной песне про Семена Палия, также считавшегося характерником, есть и такие слова, которые в равной степени можно отнести и к пластунам: "Хто в траві врівні з травою?  Хто в воді врівні з водою?  Хто у лісі врівень з лісом,  Перевертень в лісі бісом? То Палій, то Палій..." Столь малое внимание, уделяемое пластунам историками той эпохи, легко объяснить событиями тех далеких времен, когда деятельность запорожских разведчиков была просто незаметной и незначительной на фоне грандиозных по своим масштабам казачьих восстаний и походов под руководством Сагайдачного, Хмельницкого и Сирка, сотрясавших Польшу и Украину не одно десятилетие. И как это ни покажется странным, завеса тайны приоткрылась над пластунами лишь после разрушения Запорожской Сечи в июне 1775 г. российской армией, возвращавшейся из крымского похода. Действуя согласно манифесту Екатерины II, напуганной размахом Крестьянской войны во главе с Емельяном Пугачевым и стремившейся избежать подобного в Малороссии, войска генерала Текели окружили Сечь, арестовали казачью старшину и разоружили запорожцев. Часть из них под покровом ночи сумела тайком уплыть вниз по Днепру на лодках, перебраться через море во владения Оттоманской империи и, приняв турецкое подданство, основать Задунайскую Сечь. Большинство же сечевиков рассеялось по всей Украине, дожидаясь лучших времен.

 

В конце 80-х гг. XVIII века, в преддверии новой войны с Турцией, всесильный фаворит императрицы генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин, светлейший князь Таврический, испытывая нужду в легком флоте, решил возродить запорожское войско, названное сперва "Войском верных Козаков". Запорожцы храбро

проявили себя в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., особенно отличившись при взятии Очакова и крепости Березань. Именно тогда казачье войско и переименовали в Черноморское. За заслуги в войне царское правительство отвело черноморцам земли сперва в низовьях Южного Буга и Днестра, а затем, из соображений охраны рубежей на Северном Кавказе и по просьбе самих запорожцев, выделило им указом от 30 июня 1792 г. территорию "...так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служила границей войсковой земли". Переселившись в 1792-93 гг. на Кубань, запорожцы нашли здесь не только плавни и степи, напоминавшие им днепровские, но и новых врагов в лице многочисленных горских племен - бесленеевцев, темиргоевцев, шапсугов, абадзехов и других, известных под общим названием черкесов. Науськиваемые турецкими пашами и имамами, горцы под зеленым знаменем "газавата" (священной войны) стали совершать разорительные набеги на казачьи поселения, угоняя стада и выжигая поля с хлебом. Эта приграничная партизанская война, длившаяся без малого полвека, породила с той и с другой стороны отчаянных храбрецов совершенно особого склада.

 Кубанские плавни представляли собой первозданный в своей природной дикости мир, полный кипучих страстей и борьбы за жизнь. Эти приречные, слегка подтопленные низины, сплошь заросшие высоким камышом, а местами и густым лесом, являлись настоящим раем не только для разнообразной пернатой живности, но и для диких коз, лисиц и вепрей. Но часто узкими извилистыми тропками пробирались вовсе не охотники, выслеживающие дичь, а хитрые и беспощадные "психадзе", что значит "водяные псы". В отличие от конных "хиджретов" (от арабского "хиджра" - исход Магомета из Мекки), про набеги которых говорили, что они "подковами пашут, свинцом засевают, шашками жнут", пешие психадзе, словно оправдывая свое название, действовали по большей части ночью, подкрадываясь и таясь, и при малейшем удобном случае поголовно вырезая казачьи сторожевые пикеты. Имея таких коварных противников, пришлось запорожцам выставить из своей среды воинов, ни в чем не уступавших им по сметливости и знанию всевозможных уловок - такими и были черноморские пластуны.

 

"Они учились быть разведчиками и были непревзойденными разведчиками; они учились часами без малейшего движения сидеть или лежать в засаде; они учились без промаху стрелять из штуцера или из пистолета и владеть кинжалом, как мог бы владеть им только природный горец", - напишет позднее про ратную службу пластунов С.Н.Сергеев-Ценский, известный историк и писатель. Черноморские пластуны бродили в плавнях небольшими группами

по три, пять или десять человек, устраивая в густых зарослях у троп свои "засеки" или "залоги" (засады), в которых и сидели они на корточках, не шелохнувшись, порой всю ночь, выставив перед собой штуцер и прислушиваясь ко всему происходящему в плавнях. Однако, почуяв опасность, пластун мог отреагировать на нее молниеносно метким выстрелом "на хруст" даже в полной темноте, поскольку посредственных стрелков в пластуны не брали. Сама специфика их службы с чередованием долгой, томительной бездеятельности и постоянной готовности к схватке породила особый тип воина. Пластунами были в большинстве своем люди средних лет, поскольку считалось, что молодые слишком горячи для этого, или "жвавые", как говорили запорожцы, а к старости человек уже становится "валкуватым", т.е. тяжелым на подъем, не обладающим нужной сноровкой. Живописен был и сам внешний вид пластуна. Обутый в мягкие постолы из шкуры для бесшумной ходьбы, одетый в черкесский бешмет, подраный и заплатанный чуть не в сорока местах в силу долгих странствий по плавням и "хмеречам" (кустарникам), пластун всегда носил с собою свой неизменный штуцер, кинжал и различные "причиндальи" - пороховницу, сумку-пулечницу, огниво и прочие необходимые мелочи. Порою пластуны прихватывали в плавни скрипку, чтобы развлечься в часы досуга, ибо среди них было немало хороших музыкантов. На всю Кубань прославился пластун Корсунского куреня Омелько Вернигора, захваченный черкесами в плен и отпущенный ими, очарованными волшебной игрой, на волю.

 Вся деятельность пластуна так или иначе была связана с понятием "сакмы". Само это слово в переводе с татарского означает вообще любой след, оставленный человеком или зверем, но у пластунов оно приобрело более широкое значение. Еще во времена Запорожья бывалые сечевики "слушали сакму", прислонив ухо к земле - и если слышен был гул от татарской орды, то говорили, что "сакма гудит". Медленно пробираясь потайными тропами в кубанских плавнях, пластуны так же чутко присматривались ко всем следам, оставленным на мягкой заболоченной почве. Порою передвижение противника можно было определить по стаям всполошенных появлением человека птиц, а вражескую засаду с головой выдавали тучи кровожадной мошкары, клубившейся над этим местом. Частенько черноморцы и сами переправлялись через Кубань и уходили далеко вглубь вражеской территории, подкрадываясь тайком к черкесским аулам и выведывая намерения горцев. И когда утром на влажной росистой траве оставался широкий след ночного соглядатая, черкесы устраивали погоню. Но опытный пластун мог не только бесшумно ползать "по-пластунски", вжимаясь телом в землю и работая локтями и коленями, но и с легкостью уходить от преследователей. Тогда он начинал "путать сакму", применяя различные хитрости - долго петлять, прыгать на одной ноге или идти спиной вперед (по-козацки: "задковать"), вводя противника в заблуждение. Именно за своеобразный способ передвижения пластуны и получили свое название, поскольку украинское слово "пластувати" и означает ползать на животе. Однако Ф.А.Щербина, автор "Истории Кубанского казачьего войска", приводит относительно пластунов такие сведения: "По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название "пластуны".

 

 С пластунами времен Запорожья связывают и возникновение гопака. Те, кто знаком с этим казачьим танцем, знают, что все фигуры в нем делятся на два уровня - прыжки в воздухе, или собственно гопак, и так называемые "ползунцы", выполняемые сидя на корточках, причем до наших дней сохранились народные названия большинства из них. Рисунок самого танца удивительным образом похож на своеобразную тренировку, в которой есть как

разминочные упражнения (ползунцы "гусак", "жабка", "колесо"), так и фигуры, напоминающие боевые приемы - "стрижак", "чепак", "млын", "коса", "садить гайдука" и прочие. Это предположение вполне правдоподобно, особенно если учесть, что пластун, сидя на корточках в засаде и внезапно окруженный подкравшимися врагами, порой не имел времени подняться на ноги и ему приходилось отбиваться сидя. Да и сами значения слов "ползунец" и "пластун" (т.е. ползающий) слишком близки, чтобы быть простым совпадением. Что же касается гопака, то скорее всего такие фигуры как "разножка", "пистоль", "голубец", "чорт" и другие, выполняемые в прыжке, использовались для спешивания всадников передовых татарских разъездов, пробиравшихся днепровскими плавнями на своих низкорослых степных конях.

 Само собой разумеется, что такая мощная воинская традиция как пластунство не могла долго оставаться в тени. Еще в 30-х гг. XIX в. генерал-фельдмаршал князь А.И.Барятинский стал заводить первые пластунские команды, поставленные на казенное довольствие, а в 40-х гг. для строевых пластунских батальонов была введена единая войсковая форма черного цвета. К началу XX в. команды пластунов получили всеобщее признание и широкое распространение в российской армии. Пластунские батальоны по численности приближались к конным полкам, имея четыре-пять сотен по 180 человек каждая, 22 офицера и 858 нижних чинов. В одном только Кубанском казачьем войске насчитывалось 18 таких батальонов, которые по первому мобилизационному призыву в июле 1914 г. тут же отправились на фронт. На Кавказе они сражались в составе четырех Кубанских пластунских бригад и уже к апрелю 1915 г. награждено было свыше девяти тысяч (!) пластунов - факт сам по себе красноречивый. Бурный семнадцатый и последующие за ним годы принесли немало горя кубанскому казачеству. В это смутное кровавое лихолетье сгинули бесследно полки Линейный, Екатеринодарский, Черноморский, Полтавский, Хоперский, Запорожский, Уманский, Кавказский, Таманский, Лабинский, а с ними и знаменитые пластунские батальоны. Но не пропала сама традиция, приемы которой перекочевали в арсенал пограничников и войсковой разведки, служа верой и правдой родному Отечеству.

©2005 Альянс школ, клубов и центров Евразии "Русь - Свят"